Биография
Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа. Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Чэнрэзиг-а), Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Тхондруб получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо.
Ранние годы
Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 в семье среднезажиточных фермеров-монгуров в маленькой и бедной деревушке Такцер, расположенной на холме над широкой долиной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо (её имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг), как и другие 20 семей деревни (включая нескольких этнических китайцев), занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля. При рождении он получил имя Лхамо Тхондруб. Он был пятым из девяти детей в семье. Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма, которая была на восемнадцать лет старше Далай-ламы. Самый старший брат, Тхуптен Чжигмэд Норбу, позже был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпочхэ. В своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV пишет: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю».
В 1909 Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») двухлетний Лхамо Тхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника. Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V, так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.
Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, в октябре 1939 Лхамо Тхондруб покинул дом своих родителей и направился в Лхасу.
Другом юного Далай-ламы был также известный австрийский альпинист и писатель Генрих Харрер, проживший семь лет в Тибете после экстрадиции из Британской Индии. Китайские источники, комментируя знакомство Далай-ламы с Харрером, подчёркивают, что последний был нацистом и членом СС. [1]
Возведение на трон и изгнание
Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибета. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949—50-х годах он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с китайскими властями[2]. После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.
Образование
Далай-лама обучался с шести до двадцати пяти лет от роду, чтобы получить высшую учёную степень гэшэ-лхарамба («доктора буддийской философии»). В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене. Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного фестиваля Монлам зимой 1959 года. Утром в экзаменационный день Далай-лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять учёных экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. Далай-лама блестяще сдал все экзамены в присутствии более 20 000 учёных-монахов и получил звание Гэшэ-Лхарамба.
Руководство страной
В 1949 году резко обострились тибетско-китайские отношения. Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая. Выражая точку зрения своего народа, Далай-лама писал: «С 1912 до рокового 1950 Тибет de facto был государством, независимым от любой другой державы, и наш статус по сей день остаётся тем же, что и в 1912 году». 17 ноября 1950 Народно-освободительная армия Китая вошла в Восточный Тибет, что ещё более осложнило ситуацию. 26 октября 1950 МИД Индии направил в Пекин следующую ноту: «Сейчас, когда китайское правительство предприняло вторжение в Тибет, навряд ли можно совместить с этими событиями мирные переговоры, и, естественно, часть тибетцев будет опасаться, что эти переговоры пройдут под давлением. При современном положении дел вторжение китайских войск в Тибет не может быть рассмотрено иначе как удручающее событие, не согласующееся с интересами самого Китая в налаживании мира в регионе. Так считает индийское правительство». В том же году чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обратилась к пятнадцатилетнему тогда Далай-ламе с просьбой принять на себя всю полноту духовной и светской власти. 17 ноября 1950 состоялось возведение Далай-ламы Тензина Гьяцо на престол духовного и светского правителя Тибета.
В 2001 году в Тибете впервые в истории были проведены демократические выборы на пост Калон Трипа (премьер-министра)[3]. Из интервью Далай-ламы: «В 2001 году мы избрали политическое руководство посредством демократических выборов, так что с этого момента я наполовину в отставке. В своих будущих воплощениях Далай-лама не будет главой политической власти, а то, продолжит ли своё существование сам институт далай-лам или нет — решать тибетскому народу.».[4]
Награды последних лет
27 июля 2005 | Премия мира земли Гессен
Парламент земли Гессен (Висбаден, Германия) |
12 августа 2005 | Премия мира фонда «Манхай»
Фонд «Манхай» (Южная Корея) |
25 сентября 2005 | Почётная докторская степень
Университет Ратгерс (Нью-Джерси, США) |
6 ноября 2005 | Премия «Сострадание и вдохновение»
Американский Гималайский Фонд (Сан-Франциско, США) |
16 февраля 2006 | Премия Бен Гуриона
Университет имени Бен-Гуриона в Беэр-Шеве (Израиль) |
4 мая 2006 | Почётная докторская степень
Университет Сантьяго (Сантьяго, Чили) |
9 сентября 2006 | Почётное гражданство Канады (Канада) |
19 сентября 2006 | Почётная докторская степень
Университет Буффало (Нью-Йорк, США) |
14 октября 2006 | Почётная докторская степень в области биологии
Университет Третьего Рима (Рим, Италия) |
10 декабря 2006 | Получил Калмыцкий орден «Белого лотоса» , |
Отношение к науке
Далай-лама поддерживает научные эксперименты по клонированию человека (если они приносят пользу конкретному человеку), но выступает против широкого распространения такой практики [6].
Далай-лама не исключает возможности существования сознания на компьютерной основе[7].
Библиография
- Далай-лама XIV. Моя земля и мой народ. — 1962.
- Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. — 1991.
- Далай-лама XIV. Свобода в изгнании. — 1992.
- Далай-лама XIV. Политика доброты. Сборник. — 1996.
- Далай-лама XIV. Искусство быть счастливым. — 1999., в соавторстве с доктором Говардом К. Катлером
- Далай-лама XIV. Этика для нового тысячелетия. — 2001.
- Далай-лама XIV. Гарвардские лекции. — 2003.
- Далай-лама XIV. Сострадательная жизнь. Путь к жизни, полной смысла. — 2003/2004.
- Далай-лама XIV. Открытое сердце. — 2004.
- Далай-лама XIV. Сила сострадания. — М.: Открытый мир, 2005. — 192 с. — (Самадхи). — 4000 экз. — ISBN 5-9743-0033-5
- Далай-лама XIV. Благое сердце. Беседы с Далай-ламой об учении Иисуса. — 2006.
- Далай-лама XIV. Комментарий на 37 Практик бодхисаттвы. — М.: Открытый мир, 2006. — 240 с. — (Самадхи). — 3000 экз. — ISBN 5-9743-0053-X
- Далай-лама XIV. Доброта, ясность и постижение сути. — М.: Открытый мир, 1993/2007. — 448 с. — (Самадхи). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9743-0035-1
- Далай-лама XIV. Учения о Дзогчен. — М.: Открытый мир, 2007. — 384 с. — (Самадхи). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9743-0069-1
- Далай-лама XIV. Как дарить любовь. — М.: Открытый мир, 2007. — 208 с. — (Самадхи). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9743-0061-5
- Далай-лама XIV. Фонарь, освещающий Путь. Наставления великих учителей тибетского буддизма. — М.: Открытый мир, 2007. — 304 с. — (Самадхи). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9743-0091-2
- Далай-лама XIV. Махамудра традиции Гелуг-Кагью. — М.: Открытый мир, 2005/2009. — 460 с. — (Самадхи). — 3000 экз. — ISBN 978-5-9743-0126-1